Труды Кубанского государственного аграрного университета


<<<  Назад

2022 год, № 97

УДК: 331.108.45
ГРНТИ: 06.81.23

СВОБОДНОЕ И РОССИЙСКОЕ ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ДЛЯ АГРАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ВОЗМОЖНОСТИ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ

Настоящее исследование посвящено анализу возможностей перехода российского образования на использование свободного и российского программного обеспечения. Оценено современное состояния материально-технической базы и состав программного обеспечения образовательных организаций Российской Федерации по данным отчетов Министерства просвещения и Минобрнауки РФ и опросов работников образовательных организаций. Предложены интегральные организационно-функциональные модели перевода российского образования на высшем уровне на использование свободного и отечественного программного обеспечения и перехода на свободное и российское ПО на уровне образовательных учреждений. Определено, что, согласно данным моделям, экономический эффект внедрения свободного и российского программного обеспечения может составлять не менее, чем 876 960 900 руб. в год, что предоставляет новые возможности для импортозамещения. Представленные модели позволяют решить важные задачи по сохранению и наращиванию образовательного и экономического потенциала, развитию ресурсов управления персоналом предприятий и организаций, поскольку формирование профессиональных компетенций, подготовка и развитие кадров в новых политических и экономических условиях являются приоритетными направлениями в организации инновационной трудовой деятельности и социально-экономическом развитии Краснодарского края и России в целом.
Ключевые слова: Свободное и российское программное обеспечение, импортозамещение, образовательный потенциал, кадровый потенциал, инновационная трудовая деятельность, формирование профессиональных компетенций, социально-экономическое развитие.
DOI: 10.21515/1999-1703-97-197-206

Литература:

  1. Nazarova, O. V. Freeware software in the implementation of interactive educational content / O. V. Nazarova, S. P. Shmalko, A. V. Nazarov, N. I. Sevryugina // CEUR Workshop Proceedings : 5, Yalta, Crimea, 22-25 сентября 2020 года. - Yalta, Crimea, 2021. - P. 199-210. - EDN SIPPQX. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46955451.
  2. Назарова, О. В. О преимуществах свободно распространяемого программного обеспечения в дистанционном обучении / О. В. Назарова, А. В. Назаров // Педагогическая информатика. - 2020. - № 3. - С. 34-47. - EDN QLUANA. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44091751.
  3. Назаров, А. В. Свободное и отечественное программное обеспечение как инструмент консолидации образования, науки, экономики и производства / А. В. Назаров, О. В. Назарова // Актуальные проблемы обучения математике и информатике в школе и вузе: Матер. VI междунар. науч. Интернет-конференции, Москва, 11-12 декабря 2020 года / Под общей редакцией Л. И. Боженковой, М. В. Егуповой. - Москва: Московский педагогический государственный университет, 2021. - С. 421-431. - EDN WUWIZS. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=45670777.
  4. Назаров, А. В. Импортозамещение в IT-технологиях: Rosa Linux / А. В. Назаров, О. В. Назарова // Вестник ИМСИТ. - 2017. - № 1(69). - С. 39-42. - EDN YLFWTX. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29028303.
  5. Назаров, А. В. Blender - достойная бесплатная альтернатива Autodesk 3Ds Max / А. В. Назаров, О. В. Назарова // Вестник ИМСИТ. - 2017. - № 2(70). - С. 42-46. - EDN ZQJDAV. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=30450625.
  6. Грушевский, С. П. Проектная деятельность учащихся при изучении программирования в среде Scratch / С. П. Грушевский, А. А. Косярский, А. В. Колчанов // Развитие научно-технического творчества детей и молодежи: Сборник матер. III Всеросс. науч.-практ. конф. с международным участием, Смоленск, 12 апреля 2019 года. - Смоленск: Межрегиональный центр инновационных технологий в образовании, 2019. - С. 157-161.
  7. Министерство просвещения Российской Федерации Банк документов / Сводные отчеты по форме федерального статистического наблюдения № ОО-1 «Сведения об образовательной организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования» на начало 2019/20 учебного года» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://docs.edu.gov.ru/document/c38a1f764e0c77030235de22850ae531/.
  8. Министерство просвещения Российской Федерации Банк документов / Сводный отчет по форме федерального статистического наблюдения № СПО-1 «Сведения об образовательной организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования» на начало 2019/20 учебного года» (с учетом объема информации «Своды СПО-1 2019 г.») [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://docs.edu.gov.ru/document/11cb97d9bbd427c234720b0d69007a6d/.
  9. Министерство науки и высшего образования Российской Федерации / Деятельность / Статистическая информация в сфере научных исследований и разработок и в сфере высшего образования / Высшее образование / Форма Nо. ВПО-1 «Сведения об организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://minobrnauki.gov.ru/ru/activity/stat/highed/.
  10. Министерство просвещения Российской Федерации Банк документов / СВОДЫ по ОО-2 - Сводный отчет по форме федерального статистического наблюдения № ОО-2 «Сведения о материально-технической и информационной базе, финансово-экономической деятельности общеобразовательной организации» за 2018 год» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://docs.edu.gov.ru/document/581e0ec75598a81313202bafe21081c0/.
  11. Министерство просвещения Российской Федерации Банк документов / Сводные отчеты по форме федерального статистического наблюдения № СПО-2 «Сведения о материально-технической и информационной базе, финансово-экономической деятельности профессиональной образовательной организации» за 2018 год по Российской Федерации» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://docs.edu.gov.ru/document/93a3ffaeb4097cd11d289a5b8098b099/.
  12. Министерство науки и высшего образования Российской Федерации / Деятельность / Статистическая информация в сфере научных исследований и разработок и в сфере высшего образования / Высшее образование / Форма N ВПО-2 «Сведения о материально-технической и информационной базе, финансово-экономической деятельности образовательной организации высшего образования» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://minobrnauki.gov.ru/ru/activity/stat/highed/.

Авторы:

  1. Грушевский Сергей Павлович, д-р пед. наук, канд. физ.-мат. наук, профессор, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Кубанский государственный университет».
  2. Луценко Евгений Вениаминович, д-р экон. наук, канд. техн. наук, профессор, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина».
  3. Назарова Ольга Владимировна, канд. пед. наук, доцент, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Кубанский государственный университет».
  4. Назаров Алексей Васильевич, ст. преподаватель, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Кубанский государственный университет».