2022 год, № 97
УДК: 331.108.45ГРНТИ: 06.81.23
СВОБОДНОЕ И РОССИЙСКОЕ ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ДЛЯ АГРАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ВОЗМОЖНОСТИ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ
Настоящее исследование посвящено анализу возможностей перехода российского образования на использование свободного и российского программного обеспечения. Оценено современное состояния материально-технической базы и состав программного обеспечения образовательных организаций Российской Федерации по данным отчетов Министерства просвещения и Минобрнауки РФ и опросов работников образовательных организаций. Предложены интегральные организационно-функциональные модели перевода российского образования на высшем уровне на использование свободного и отечественного программного обеспечения и перехода на свободное и российское ПО на уровне образовательных учреждений. Определено, что, согласно данным моделям, экономический эффект внедрения свободного и российского программного обеспечения может составлять не менее, чем 876 960 900 руб. в год, что предоставляет новые возможности для импортозамещения. Представленные модели позволяют решить важные задачи по сохранению и наращиванию образовательного и экономического потенциала, развитию ресурсов управления персоналом предприятий и организаций, поскольку формирование профессиональных компетенций, подготовка и развитие кадров в новых политических и экономических условиях являются приоритетными направлениями в организации инновационной трудовой деятельности и социально-экономическом развитии Краснодарского края и России в целом.Ключевые слова: Свободное и российское программное обеспечение, импортозамещение, образовательный потенциал, кадровый потенциал, инновационная трудовая деятельность, формирование профессиональных компетенций, социально-экономическое развитие.
DOI: 10.21515/1999-1703-97-197-206
Литература:
- Nazarova, O. V. Freeware software in the implementation of interactive educational content / O. V. Nazarova, S. P. Shmalko, A. V. Nazarov, N. I. Sevryugina // CEUR Workshop Proceedings : 5, Yalta, Crimea, 22-25 сентября 2020 года. - Yalta, Crimea, 2021. - P. 199-210. - EDN SIPPQX. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46955451.
- Назарова, О. В. О преимуществах свободно распространяемого программного обеспечения в дистанционном обучении / О. В. Назарова, А. В. Назаров // Педагогическая информатика. - 2020. - № 3. - С. 34-47. - EDN QLUANA. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44091751.
- Назаров, А. В. Свободное и отечественное программное обеспечение как инструмент консолидации образования, науки, экономики и производства / А. В. Назаров, О. В. Назарова // Актуальные проблемы обучения математике и информатике в школе и вузе: Матер. VI междунар. науч. Интернет-конференции, Москва, 11-12 декабря 2020 года / Под общей редакцией Л. И. Боженковой, М. В. Егуповой. - Москва: Московский педагогический государственный университет, 2021. - С. 421-431. - EDN WUWIZS. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=45670777.
- Назаров, А. В. Импортозамещение в IT-технологиях: Rosa Linux / А. В. Назаров, О. В. Назарова // Вестник ИМСИТ. - 2017. - № 1(69). - С. 39-42. - EDN YLFWTX. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29028303.
- Назаров, А. В. Blender - достойная бесплатная альтернатива Autodesk 3Ds Max / А. В. Назаров, О. В. Назарова // Вестник ИМСИТ. - 2017. - № 2(70). - С. 42-46. - EDN ZQJDAV. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=30450625.
- Грушевский, С. П. Проектная деятельность учащихся при изучении программирования в среде Scratch / С. П. Грушевский, А. А. Косярский, А. В. Колчанов // Развитие научно-технического творчества детей и молодежи: Сборник матер. III Всеросс. науч.-практ. конф. с международным участием, Смоленск, 12 апреля 2019 года. - Смоленск: Межрегиональный центр инновационных технологий в образовании, 2019. - С. 157-161.
- Министерство просвещения Российской Федерации Банк документов / Сводные отчеты по форме федерального статистического наблюдения № ОО-1 «Сведения об образовательной организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования» на начало 2019/20 учебного года» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://docs.edu.gov.ru/document/c38a1f764e0c77030235de22850ae531/.
- Министерство просвещения Российской Федерации Банк документов / Сводный отчет по форме федерального статистического наблюдения № СПО-1 «Сведения об образовательной организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования» на начало 2019/20 учебного года» (с учетом объема информации «Своды СПО-1 2019 г.») [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://docs.edu.gov.ru/document/11cb97d9bbd427c234720b0d69007a6d/.
- Министерство науки и высшего образования Российской Федерации / Деятельность / Статистическая информация в сфере научных исследований и разработок и в сфере высшего образования / Высшее образование / Форма Nо. ВПО-1 «Сведения об организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://minobrnauki.gov.ru/ru/activity/stat/highed/.
- Министерство просвещения Российской Федерации Банк документов / СВОДЫ по ОО-2 - Сводный отчет по форме федерального статистического наблюдения № ОО-2 «Сведения о материально-технической и информационной базе, финансово-экономической деятельности общеобразовательной организации» за 2018 год» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://docs.edu.gov.ru/document/581e0ec75598a81313202bafe21081c0/.
- Министерство просвещения Российской Федерации Банк документов / Сводные отчеты по форме федерального статистического наблюдения № СПО-2 «Сведения о материально-технической и информационной базе, финансово-экономической деятельности профессиональной образовательной организации» за 2018 год по Российской Федерации» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://docs.edu.gov.ru/document/93a3ffaeb4097cd11d289a5b8098b099/.
- Министерство науки и высшего образования Российской Федерации / Деятельность / Статистическая информация в сфере научных исследований и разработок и в сфере высшего образования / Высшее образование / Форма N ВПО-2 «Сведения о материально-технической и информационной базе, финансово-экономической деятельности образовательной организации высшего образования» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://minobrnauki.gov.ru/ru/activity/stat/highed/.
Авторы:
- Грушевский Сергей Павлович, д-р пед. наук, канд. физ.-мат. наук, профессор, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Кубанский государственный университет».
- Луценко Евгений Вениаминович, д-р экон. наук, канд. техн. наук, профессор, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина».
- Назарова Ольга Владимировна, канд. пед. наук, доцент, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Кубанский государственный университет».
- Назаров Алексей Васильевич, ст. преподаватель, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Кубанский государственный университет».