2019 год, № 79
УДК: 338.439.5ГРНТИ: 06.52.17
РАЗРАБОТКА СИСТЕМЫ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДЛЯ ОЦЕНКИ ДОХОДНОЙ ЧАСТИ БИЗНЕС-МОДЕЛИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МАЛОГО БИЗНЕСА
Бизнес-модель - один из эффективных инструментов, помогающих определить направление развития организации, т.е. сформулировать ее стратегию, что является актуальной задачей для организаций малого бизнеса агропромышленного сектора экономики. На сегодняшний день при описании бизнес-модели наиболее востребованным является подход, предложенный А. Остервальдером. Данный метод обладает некоторыми недостатками, например, игнорирование численных параметров функционирования организации, выраженных финансово-экономическими и объемными показателями, что снижает степень адекватности результата. С другой стороны, существующий подход к формированию бизнес-модели, базирующийся на адаптации финансово-экономических показателей к терминам шаблона, предложенного А. Остервальдером, требует развития и уточнения, ввиду того, что для расчета прогнозных значений доли рынка используется методика, учитывающая только два фактора, что не в полной мере позволяет учесть особенности как самой организации, так и рынка. Кроме того, существующие методы расчета доли рынка используют экспертный подход, что снижает точность и адекватность получаемых прогнозных данных. В представленной статье предложена методика оценки доходной части бизнес-модели сельскохозяйственных организаций малого бизнеса и используемая для этого система показателей (ширина и глубина ценностного предложения, эффективность цены, уникальность продукта (услуги), уровень конкуренции и уровень сервиса). Разработанные модели расчета предложенных показателей позволяют получить количественные оценки факторов внутренней и внешней среды, используемые для расчета доли рынка и потоков поступления доходов бизнес-модели.Ключевые слова: Бизнес-модель, интегральная оценка, ценностное предложение, емкость потребительского сегмента, потоки поступления доходов, малый бизнес
DOI: 10.21515/1999-1703-79-28-33
Литература:
- Алексеев, И. А. Потребительский спрос и емкость рынка малых архитектурных форм (МАФ) / И. А. Алексеев // Вестник Московского государственного университета леса. - Лесной вестник, 2008. - № 4. - С. 118-120.
- Вострокнутов, А. Е. Методика формирования бизнес-модели корпоративных интегрированных структур и разработка алгоритмов и моделей ее валидности / А. Е. Вострокнутов, В. И. Лойко // Новые технологии. - 2018. - № 3. - С. 101-109.
- Вострокнутов, А. Е. Методологические аспекты формирования и стратегического развития бизнес-модели организаций малого бизнеса / А. Е. Вострокнутов, В. И. Лойко // Новые технологии. - 2018. - № 3. - С. 92-100.
- Гомелько, Т. В. Емкость продовольственного рынка: факторы, методы оценки / Т. В. Гомелько, А. А. Никитина // Вестник Белгородского университета потребительской кооперации. - 2009. - № 1 (29). - С. 176-179.
- Жук, Е. С. Маркетинговый анализ и прогнозирование рынка: практический аспект / Е. С. Жук // Journal of Economic Regulation. - 2013. - Т. 4. - № 4. - С. 126-136.
- Катаев, А. В. Емкость рынка: методология и процедура идентификации / А. В. Катаев // Маркетинг и маркетинговые исследования. - 2014. - № 4. - С. 278-289.
- Лойко, В. И. Методика формирования бизнес-модели организаций малого бизнеса / В. И. Лойко, Т. П. Барановская, А. Е. Вострокнутов, И. М. Яхонтова // Вестник Воронежского государственного аграрного университета. - 2018. - № 3 (58). - С. 210-218.
- Мезенцева, Ю. В. Методы расчета емкости рынка зерна (на примере Оренбургской области) / Ю. В. Мезенцева // Известия Оренбургского государственного аграрного университета. - 2011. - № 3 (31). - С. 199-200.
- Смирнова, А. А. Исследование потенциальной емкости рынка платных услуг в Российской Федерации и на отдельных ее территориях / А. А. Смирнова, И. В. Шавандина // Азимут научных исследований: экономика и управление. - 2016. - Т. 5. - № 3 (16). - С. 189-192.
Авторы:
- Барановская Татьяна Петровна, д-р экон. наук, профессор, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина».
- Вострокнутов Александр Евгеньевич, канд. экон. наук, доцент, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина».