Труды Кубанского государственного аграрного университета


<<<  Назад

2019 год, № 79

УДК: 338.439.5
ГРНТИ: 06.52.17

РАЗРАБОТКА СИСТЕМЫ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДЛЯ ОЦЕНКИ ДОХОДНОЙ ЧАСТИ БИЗНЕС-МОДЕЛИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МАЛОГО БИЗНЕСА

Бизнес-модель - один из эффективных инструментов, помогающих определить направление развития организации, т.е. сформулировать ее стратегию, что является актуальной задачей для организаций малого бизнеса агропромышленного сектора экономики. На сегодняшний день при описании бизнес-модели наиболее востребованным является подход, предложенный А. Остервальдером. Данный метод обладает некоторыми недостатками, например, игнорирование численных параметров функционирования организации, выраженных финансово-экономическими и объемными показателями, что снижает степень адекватности результата. С другой стороны, существующий подход к формированию бизнес-модели, базирующийся на адаптации финансово-экономических показателей к терминам шаблона, предложенного А. Остервальдером, требует развития и уточнения, ввиду того, что для расчета прогнозных значений доли рынка используется методика, учитывающая только два фактора, что не в полной мере позволяет учесть особенности как самой организации, так и рынка. Кроме того, существующие методы расчета доли рынка используют экспертный подход, что снижает точность и адекватность получаемых прогнозных данных. В представленной статье предложена методика оценки доходной части бизнес-модели сельскохозяйственных организаций малого бизнеса и используемая для этого система показателей (ширина и глубина ценностного предложения, эффективность цены, уникальность продукта (услуги), уровень конкуренции и уровень сервиса). Разработанные модели расчета предложенных показателей позволяют получить количественные оценки факторов внутренней и внешней среды, используемые для расчета доли рынка и потоков поступления доходов бизнес-модели.
Ключевые слова: Бизнес-модель, интегральная оценка, ценностное предложение, емкость потребительского сегмента, потоки поступления доходов, малый бизнес
DOI: 10.21515/1999-1703-79-28-33

Литература:

  1. Алексеев, И. А. Потребительский спрос и емкость рынка малых архитектурных форм (МАФ) / И. А. Алексеев // Вестник Московского государственного университета леса. - Лесной вестник, 2008. - № 4. - С. 118-120.
  2. Вострокнутов, А. Е. Методика формирования бизнес-модели корпоративных интегрированных структур и разработка алгоритмов и моделей ее валидности / А. Е. Вострокнутов, В. И. Лойко // Новые технологии. - 2018. - № 3. - С. 101-109.
  3. Вострокнутов, А. Е. Методологические аспекты формирования и стратегического развития бизнес-модели организаций малого бизнеса / А. Е. Вострокнутов, В. И. Лойко // Новые технологии. - 2018. - № 3. - С. 92-100.
  4. Гомелько, Т. В. Емкость продовольственного рынка: факторы, методы оценки / Т. В. Гомелько, А. А. Никитина // Вестник Белгородского университета потребительской кооперации. - 2009. - № 1 (29). - С. 176-179.
  5. Жук, Е. С. Маркетинговый анализ и прогнозирование рынка: практический аспект / Е. С. Жук // Journal of Economic Regulation. - 2013. - Т. 4. - № 4. - С. 126-136.
  6. Катаев, А. В. Емкость рынка: методология и процедура идентификации / А. В. Катаев // Маркетинг и маркетинговые исследования. - 2014. - № 4. - С. 278-289.
  7. Лойко, В. И. Методика формирования бизнес-модели организаций малого бизнеса / В. И. Лойко, Т. П. Барановская, А. Е. Вострокнутов, И. М. Яхонтова // Вестник Воронежского государственного аграрного университета. - 2018. - № 3 (58). - С. 210-218.
  8. Мезенцева, Ю. В. Методы расчета емкости рынка зерна (на примере Оренбургской области) / Ю. В. Мезенцева // Известия Оренбургского государственного аграрного университета. - 2011. - № 3 (31). - С. 199-200.
  9. Смирнова, А. А. Исследование потенциальной емкости рынка платных услуг в Российской Федерации и на отдельных ее территориях / А. А. Смирнова, И. В. Шавандина // Азимут научных исследований: экономика и управление. - 2016. - Т. 5. - № 3 (16). - С. 189-192.

Авторы:

  1. Барановская Татьяна Петровна, д-р экон. наук, профессор, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина».
  2. Вострокнутов Александр Евгеньевич, канд. экон. наук, доцент, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина».